Какие вещественные памятники свидетельствуют о распространении христианства на Северо-Западном Кавказе?
Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России.Первые семена христианства, по преданию, были занесены сюда еще в Iвеке, благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного иСимона Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа.Сохранившиеся христианские надгробия позволяют утверждать, что к началуIV века в Боспорском царстве уже имелась церковная община.
Памятники христианства сохранились и на территорииКарачаево-Черкесии. На Рим-горе обнаружены каменный крест и греческаяхристианская надпись VIII в. В верховьях Кубани и Зеленчуков сохранилисьхрамы, построенные по византийскому образцу. Обнаружены и другиепамятники христианства - каменные и металлические кресты, погребения,совершенные по христианскому обряду, - головой на запад, с скрещеннымина груди руками, почти без вещей.
В IV в. христианство, после объявления государственной религиейРимской империи, значительно усилило свои позиции в Черноморскихгреческих колониях и, вслед за этим, начало более успешно проникать всреду населения Северного Кавказа. В 858 г. император Михаил IIIнаправил в Хазарию для проповедования Евангелия преподобных Кирилла иМефодия. На пути из Византии в Хазарский Каганат они посетили СеверныйКавказ. Проповедь святых вызвала усиление симпатий населения кхристианству, свидетельством чего стало образование новых христианскаяобщин.
О распространении христианства у адыгов, свидетельствуют многиеавторы: арабские, персидские, европейские— Эломари, Дзуджани, Вильгельмде Рубрук, Иосафат Барбаро и многие другие. Полулегендарныеапокрифические сказания V—-VI вв. содержат сведения о крещении алан изихов. На это указывают и отдельные памятники церковной архитектурыСеверо-Западного Кавказа (руины базилики в с. Ново-Михайловка).
Большую роль в распространении христианства среди населявших СеверныйКавказ адыгов сыграл византийский император Юстиниан Великий (527-565гг.). Адыгский ученый-просветитель Шора Ногмов пишет: "Юстинианобратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания кобращению их в христианство. Адыги приняли его от греков безсопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов. ИмяЮстиниана в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своихслов народ клялся Юстиниановым столом и Юстиниановым троном... Подвлиянием союза с Юстинианом греческое духовенство, проникши в Кавказскиегоры, внесло к нам миролюбивое занятие искусством и про-свещением.Священник назывался у нас шогень, епископ— шехник... Христианская верапроцветала в Кавказских горах, будучи поддерживаема греческимдуховенством, заменявшим убылых присылкою новых епископов и священников".
На землях адыгов действовали четыре епархии, епископы которыхназначались Византией. В Зихии эти епархиальные центры находились вФанагории, Матрахе (нынешняя Тамань), Зихополисе и Никопсе. Зихия быладостаточно тесно связана с Византией. Имеются сведения об участииепископов Фанагорийского и Зихийского в церковных соборах еще в началеVI века. В документах Цареградского Собора 519 года стоит подписьепископа Фанагорийского Иоанна, а в материалах КонстантинопольскогоСобора 526 года встречается имя Зихийского епископа Дамиана.
Более широкое распространение христианства началось с X в. В X—XI вв.христианство среди адыгов распространяли не только византийцы, но ирусские из Тмутаракани. Так, тмутараканский князь Мстислав крестилсыновей адыгского князя Редеди (1022 г.). Центром Матрахскойархиепископии продолжала оставаться Матраха-Матрика (русскаяТмутаракань). Подписи матрахского архиепископа встречаются под соборнымипостановлениями 1156—1169 гг. В XIII в. Зихская епархия слилась сАвазгийской и Аланской, в XIV в. она носила название Зихско-Матрахской.Вместе с христианством в адыгский язык вошли некоторые греческиеназвания, например, пятница и дрИсточник:http://blago-kavkaz.ru/index.php/component/k2/item/3024-k-voprosu-o-rasprostranenii-khristianstva-na.....