Что такое"осень средневековья"?
В научный оборот это понятие было введено голландским ученым И. Хейзингой, который в 1919 г. опубликовал книгу «Осень средневековья», получившую широкую известность во всех европейских странах. Сам автор, изучая формы жизненного уклада и мышления во Франции и Нидерландах, говорил об «осени» как о последней жизненной фазе средневековой культуры. В современной исторической литературе понятие «осень средневековья» употребляется в более широком смысле: в качестве синонима для обозначения и «кризиса христианского мира» («угасания» западноевропейской цивилизации), и начала эпохи Возрождения, которую никак нельзя описать в терминах упадка и заката. Поэтому термин «осень средневековья» в настоящее время чаще всего используется в историографии для характеристики западноевропейского общества XIV—XV вв. в целом. В начале XIV в. христианский мир в его целостности стабилизировался и достиг «последней границы». При этом он не просто остановился, но «съежился» (Ж. Ле Гофф). Прекратились распашки и освоение новой земли, наблюдалось запустение полей и даже деревень. Началась девальвация монеты, сопровождавшаяся экономической депрессией и банкротствами. По Европе прокатилась волна городских бунтов и крестьянских восстаний. Плохие урожаи, рост цен и всеобщий голод потряс Европу, а Великая чума середины XIV в. довершила дело: демографическая кривая склонилась и поползла вниз, кризис превращался в катастрофу. Средневековое общество было обществом феодальным, аграрным, деревня являлась подлинным центром его экономической и социальной жизни. Поэтому кризис XIV—XV вв. не только поразил в первую очередь сельскую экономику, но и сопровождался глубинными изменениями прежде всего в феодальном способе производства. Наиболее ярким проявлением этих изменений в западноевропейской деревне было освобождение крестьян, которые выкупали наиболее тяжкие повинности и обретали личную свободу. Сеньориальная реакция — попытка восстановить их личную зависимость, предпринятая в XIV в., — не увенчалась успехом. Европейское крестьянство уже в XIV —XV вв. стало свободным сословием, хотя и не добилось еще юридического признания своих прав на землю. Пережив период неурядиц, феодалы стали заменять земледелие более доходным скотоводством, постепенно преображая сельский пейзаж «огороженными» землями. Изменились условия и формы эксплуатации крестьян, появились краткосрочные крестьянские держания на условиях фиксированной денежной ренты. Классические формы вассалитета, основанные на договоре и дополненные предоставлением феода со стороны сеньора, заменялись переводом вассала на денежное содержание. Общим следствием развития этих процессов была возросшая роль товарно-денежных отношений, всеобщая «коммерциализация» общественной жизни, которая не только порождала социальное недовольство, но и расшатывала привычные сословные границы. «Благородное» происхождение уже вовсе не гарантировало «благородный» уровень жизни. Возможности внеэкономического принуждения по отношению к лично свободным держателям земли на основе юридически оформленных договорных отношений резко сокращались. Вместе с тем, сомнительные с точки зрения феодального менталитета занятия ремеслом и торговлей, и уж тем более просто «позорные» кредитно-ростовщические операции обеспечивали если не процветание, то по меньшей мере вполне осязаемое материальное благополучие. Усиление хозяйственной самостоятельности крестьянства и бюргерства сопровождалось изменениями в трудовой этике. Индивидуальные трудовые усилия в условиях развития товарно-денежных отношений вознаграждались более адекватно.